Износостойкость характеризует способность граммофонной пластинки быть проигрываемой много раз без существенного ухудшения звучания.

Износостойкость пластинки — понятие недостаточно определенное. Вытекает эта неопределенность из отсутствия количественного критерия при определении допустимого числа проигрываний, которое обычно основывают на субъективной оценке качестве звучания.

Указывают, что высококачественные нормальные пластинки считаются утратившими свою высококачественность после 20 проигрываний при сопровождении тонфильма граммофонными пластинками они считаются изношенными после 15 демонстраций, при радиовещании — и того меньше.

Можно в общем считать, что для хорошей пластинки 10—15 проигрываний проходят без заметного ущерба для звучания, 40—50 проигрываний — с незначительным ущербом. В практических условиях, конечно, пластинки проигрывают и сотни раз, однако лишь невзыскательный слушатель может быть удовлетворен звучанием пластинки, сотни раз проигранной на обычном граммофоне.

Само собой разумеется, что износ пластинки зависит от записи. Не требуется пояснять, что низкие частоты с присущими им большими амплитудами подвержены наибольшему износу. Гарантийный промежуток между стенками канавок здесь особенно мал (а иногда и вовсе отсутствует), игла легко перерезает тонкую стенку между соседними канавками, так что образуется замкнутый путь («мертвый круг») и при дальнейшем вращении пластинки игла движется все по одному и тому же радиусу. Пластинка приводится таким образом в негодность. Вильсон и Вебб в своей книге замечают, что кроме подобного износа мощных басовых пассажей «нередко можно встретиться с тем, что странным образом оказываются подверженными чрезмерному износу записи сильного тенора или колоратурного сопрано». Объяснения в этих случаях следует, по-видимому, искать в особо острых закруглениях канавок на высоких частотах. В практике некоторых иностранных фирм установлен поэтому порядок — при оценке пробных пластинок представлять одновременно на рассмотрение художественного руководителя такие же пластинки, подверженные проигрыванию 20—40—60 раз, что позволяет, давая общую оценку записи, учесть и эту сторону.

Задача создания износостойкой пластинки несомненно существенна, особенно для пластинок, находящихся в клубах или других местах общественного пользования.

При решении этой задачи наиболее реален путь уменьшения приходящихся на пластинку нагрузок.

Здесь уместно будет вспомнить, что увеличение поверхности опоры, уменьшение веса адаптера (означающее уменьшение вертикального давления иглы на пластинку) и уменьшение жесткости якоря (означающее уменьшение бокового давления иглы на пластинку), достигнутые для пластинок глубинной записи, привели к столь значительному уменьшению износа пластинки, что не какую-либо сверхтвердую, а ацетил- целлюлозную пластинку оказалось возможным без ухудшения звучания проигрывать не только тысячи, но, как утверждают, и сотни тысяч раз. Те же меры осуществимы до некоторой степени и при поперечной записи и действительно, здесь тоже удалось добиться значительных успехов.