Пластинки легко повреждаются и потому в обращении с ними следует соблюдать известную осторожность. Пластинки следует сохранять в конвертах или альбомах, всячески избегать царапания пластинок, например, не класть пластинки без конвертов или по нескольку штук в одном конверте, тщательно избегать также запыливания пластинок.

Следует избегать освещения пластинки прямыми солнечными лучами, даже прошедшими сквозь стекло. Сохранять, пластинки целесообразно в прохладном помещении, однако отнюдь не сыром, так как от пребывании в сырости на пластинках может выступить «сыпь» кроме того они могут потерять блеск.

Не следует держать шеллачные пластинки в наклонном положении (например прислоненными к стенке) или консольно выступающими (например над краем полки).

Некоторые пластинки других типов коробятся при резких, изменениях относительной влажности воздуха, другие — при наличии в воздухе паров органических растворителей, например, ацетона, спирта, эфира и т. п.

Проигрывание пластинки в условиях повышенной температуры или проигрывание пластинки, лежавшей перед этим на солнечном свету, связано с более сильным ее износом, ввиду того что прочность термопластических масс падает с повышением температуры. Температура в 15—20° является как. будто наиболее приемлемой.

Износ пластинки в зависимости от температуры проигрывания, к сожалению, еще специально не изучался. Не проверено еще также и мнение, будто на морозе благодаря хрупкости смол усиливается выкрашивание пластиночной массы с соответственным возрастанием шипения и искажений. Многие гибкие пластинки, например, из эфиров целлюлозы, становятся хрупкими на морозе.

Следует также заботиться о том, чтобы во время игры звукосниматель не получал побочных толчков. Надо избегать заводить механизм граммофона во время проигрывания. Тот, кто заботится о достаточной сохранности своих пластинок, не станет их проигрывать в движущемся автомобиле или поезде. На трансляционных ж.-д. узлах, на пароходах, аэропланах и т. п. должны приниматься меры к тому, чтобы проигрывающее устройство было защищено от резких сотрясений путем, применения специальных подушек кроме того, должны заботиться о сохранении постоянства плоскости пластинки, так как качка создает меняющуюся нагрузку иглы на пластинку.

Перед игрой следует протирать пластинку в опрокинутом положении мягкой тряпочкой (для удаления пылинок), не слишком сухой, во избежание электризации шеллака при трении, могущей привести к электростатическому удерживанию пылинок. По той же причине не рекомендуют протирать пластинку шелком, мехом или бархатом, вызывающими особо сильную электризацию.

Иногда рекомендуют смазывать пластинку жиром перед игрой для уменьшения трения. На иностранном рынке существуют специальные смазки. Однако применение всех этих смазок не может быть рекомендовано, так как они лишь засоряют канавки и облегчают прилипание пылинок и микроскопических осколков от массы и от иглы, тянущихся обычно за иглою в виде хвоста. Точно так же не может быть одобрено смазывание пластинки графитом (с помощью карандаша, упирающегося в канавку вращающейся пластинки) и тем более мытье ее уксусом или мылом, хотя эти способы и рекомендуются. Пока пластинка доброкачественная, к подобным мерам, прибегать вредно когда пластинка износилась — всякие меры остаются бесполезными.

Содержание граммофона в чистоте — непременное условие хорошего воспроизведения. Посторонние предметы (например, иголки), попавшие в рупор, могут вызвать дребезжание.

При проигрывании пластинки рекомендуется считаться со следующими указаниями.

Перед тем как начать проигрывание пластинки, следует проверить иглу. Дело в том, что в производстве игл просмотр каждой отдельной иглы отнюдь не практикуется (это делается лишь для «вечных» игл). Поэтому среди игл попадаются бракованные, например, с обломанным кончиком. Такие иглы могут испортить пластинку. Для того чтобы узнать такую недоброкачественную иглу, нужно посмотреть на иглу со стороны ее конца, направляя иглу острием прямо в сторону глаза и вращая ее между пальцами: если кончик не остр, это обнаружится в каком-либо положении наличием резкого блеска. Такой блеск присущ также игранной игле, которую по этому признаку легко узнать.

Первые секунды «притирки» иглы более всего изнашивают пластинку, так как соответствуют наиболее высокой удельной нагрузке в этом одна из причин того, что многократно игранная пластинка дает у борта особенно сильное шипение. Для устранения этого следует производить предварительную притирку иглы в течение 5—10 сек., лучше всего на наружных канавках другой, старой пластинки. Глубоко ошибочно, конечно, как это некоторыми практикуется, производить притирку иглы па борту пластинки, так как это вместо профилирования кончика иглы просто притупляет его.

При начальной установке иглы следует, притерев ее, ввести в самую первую канавку. Для этого опускают иглу на борт вращающейся пластинки у самого начала записи и, совершенно не задерживая ее там, тотчас сдвигают ее к центру так, чтобы она села в канавку при некотором навыке эти два движения практически совмещаются в одно, так что игла сразу попадает в канавку.

Резкое опускание звукоснимателя посреди пластинки (когда желают проиграть ее лишь от определенного места) вызывает очень часто местное повреждение пластинки.

Ни в коем случае не следует также останавливать диск, когда игла находится еще на рабочем поле, так как при замедлении вращения пластинки создаются те малые колебательные скорости, которые, по изложенному выше, не могут быть восприняты иглой относительно звукоснимателя и при которых начинается колебание звукоснимателя как целого, что приводит к разрушению канавок.

Следует обратить внимание на то, чтобы игла была крепко зажата в иглодержателе, так как плохой зажим ухудшает качество воспроизведения.

Число раз, в течение которого можно пользоваться обычной иглой, зависит, как говорилось, от иглы и пластинки. Твердая игла на мягкой массе может при третьем-четвертом проигрывании дать лучший звук, чем вначале, так как притирка ее происходит медленнее. Для взаимно подходящих игл и пластинок можно считать правильным проигрывание пластинки одной иглой с одной стороны.

Отнюдь не следует поворачивать иглу в зажиме иглодержателя после того, как она некоторое время играла поэтому вынутая из зажима игла должна быть выброшена — вторично вставлять ее не следует.

Давно уже предлагалась и разрабатывалась автоматизация процесса смены пластинки на граммофоне. Автоматизация эта ныне получает практическое развитие, превращая простои граммофон в более или менее сложную комфортабельную современную машину (так называемый магазинный граммовой), способную в некоторых конструкциях проигрывать последовательно целый ряд пластинок с двух сторон.

Нужно признать, что в современных автоматах обращение с пластинками пока хуже, чем при хорошей ручной эксплуатации (например пластинки приходится класть без конвертов и т. д.).

Предложено много мелких более или менее примитивных приспособлений, обслуживающих те или иные операции по эксплуатации граммофонной пластинки — примером их может служить кисточка, прикрепленная к тонарму и служащая для очистки пластинки от пыли.

Среди предложенных усовершенствований граммофона следует упомянуть о способе Kiichenmeister (система Ultraphon), устанавливающего на граммофоне не одну, а две мембраны, сдвинутых между собою, что обеспечивает, по его мнению, большую стереоакустичность передачи. Легко видеть, что сдвиг мембран па этот угол означает создание запаздывания второй мембраны относительно первой на 40—60 мсек, т. е. своеобразный эффект, сходный с соответствующим удлинением реверберации. О стереоакустичности, как таковой, здесь, следовательно, не может быть речи. Приспособление это могло вызывать некоторый интерес в тех случаях, когда запись делали в заглушенной студии, особенно если прослушивали пластинки на открытом воздухе, но сейчас оно лишено всякого значения.

При некоторых лабораторных испытаниях приходится проигрывать одну и ту же пластинку многократно (как говорят, «заигрывать» ее). Осуществление этой операции вручную представляет неблагодарное трудоемкое занятие. Это заигрывание можно, конечно, осуществлять на более или менее громоздком и дорогом автоматическом устройстве. Интересно, однако, указать на давнишнее существование предназначенного для этой цели достаточно простого приспособления.

Изготовляется этот диск, например, из целлулоида. В диске делается центровое отверстие нормального размера и, кроме того, радиальная прорезь ab. На поверхности диска нанесена еще спиральная канавка bcda, имеющая глубину около 0,1 мм, постепенно возрастающую возле точек а и b до почти полной толщины диска.

Игла звукоснимателя устанавливается в прорезь аb на начало пластинки (спираль канавок пластинки показана на рисунке схематически пунктирной линией). При проигрывании пластинки игла перемещается вдоль щели аb. Подойдя к точке b, игла не имеет иного выхода, как пойти по канавке bcda поверх диска, который в этот момент вращается. Придя в точку а, игла вновь опускается в щель аb, останавливая этим вращение диска, и проигрывание пластинки начинается вновь. Положение точек а и b должно, конечно, быть согласовано с началом и концом записи, что составляет главное неудобство этого приспособления.

Многократно предлагалось устраивать подобную возвратную канавку на самой пластинке, т. е. пересекающейся с канавками записи, однако это предложение неприемлемо.

О склейке битых граммофонных пластинок в заводской практике, конечно, не приходится я говорить, но в потребительских кругах она получила распространение. Удобный способ «склейки» расколовшейся пластинки состоит в том, что горячие, граммофонные иголки вдавливаются поперек трещины в массу пластинки — на зеркале и по борту, а масса над местом вдавливания выравнивается необходимо, конечно» аккуратное совмещение канавок.